Реклама в лифтах — что мы о ней знаем? С наружной рекламой, которую мы наблюдаем на уличных щитах и плакатах из года в год, всё давно ясно. На каких условиях, на какие средства, и, собственно, чьи, она там размещена — никому в принципе не интересно. Другое дело — если рекламный стенд висит в лифте, который является общей собственностью жильцов и обслуживание которого оплачивается всеми собственниками жилья МКД. Здесь как раз и начинаются многочисленные вопросы…

В нашу редакцию поступило несколько обращений, касающихся лифтовой рекламы: жильцы интересовались, кто и как решает вопрос по ее размещению. Мы решили разобраться с этими вопросами, и так как одной из самых крупных компаний, не только устанавливающих в лифтах рекламные стенды, но и взаимодействующих с ТСЖ и УК, является «Русмедиа», за информацией мы обратились именно к ней.

Реклама в лифте — что за «фрукт»?

Идея размещения коммерческой информации в лифтах возникла весной 2006 года. Лифт для «рекламщиков» оказался очень перспективным и незанятым пространством, которое можно было использовать. «В этом проекте есть два положительных момента, — объяснил нам учредитель группы компаний «Русмедиа» Сергей Мелихов. — Первый — это донесение полезной информации до жильцов о каких-либо коммерческих проектах, программах от администрации города, коммунальных служб, ТСЖ и т. д. Второй — это место никогда бы не использовалось. Нам же удалось сделать так, чтобы стена лифта была информативной и полезной, и приносила, пусть и небольшой, но доход ТСЖ и управляющим компаниям». У «Русмедиа» есть свои правила: не размещать информацию об алкогольной и табачной продукции, финансовых пирамидах и игорных заведениях. Кроме того, по словам Сергея Мелихова, компания занимается и бесплатной рекламой — детских спортивных мероприятий и муниципальных программ. А на самих рекламных стендах компания размещает правила пользования лифтом — то, о чем зачастую при установке лифта просто забывают.

Сейчас «Русмедиа» охватила уже 9 городов России. В Ростове она сотрудничает с 500 ТСЖ и сотней управляющих компаний. В месяц на стендах размещаются около 30 клиентов. Правда, не стоит забывать, что компания все-таки не монополист: кроме нее подобной деятельностью занимается еще несколько ростовских организаций (например, «Квартал-инфо»).

Аренда лифта: за деньги и не только

Самым актуальным для собственников жилья в МКД, наверное, является вопрос о том, куда идут деньги, выплачиваемые рекламными компаниями за аренду лифтов. По словам учредителя «Русмедиа», между компанией и председателем ТСЖ (директором УК) подписываются официальные договоры на размещение стендов и проговариваются все условия размещения (они индивидуальны). Обычно оплата поступает на расчетный счет МКД и дальше управляющая организация использует средства на нужды этого дома. Точнее, должна использовать. Зачастую в договорах даже прописывается, что перечисленные деньги УК должна потратить на обслуживание дома, поэтому попросить предоставить информацию, куда были направлены эти средства, вправе любой заинтересованный житель этого МКД.

С товариществами сотрудничество происходит немного по-другому: большинство председателей предпочитают не безналичную оплату, а что-то вроде «бартера», то есть обмена услугами. Например, за размещение рекламных стендов в лифтах раз в полгода компания может предоставлять ТСЖ пачку бумаги — так, по мнению председателей, получается выгоднее, чем взимать за полгода сумму в 600 рублей за лифт, которая не является существенной для бюджета дома. Председатель одного из ростовских ТСЖ Валентина Степановна подтвердила, что такая практика распространена: «Многие берут за аренду не деньги, а что-то более нужное: у нас они то поменяют энергосберегающие лампочки, то предоставят доски для объявлений. Мы не брали с них денег за аренду вот уже года три, и сейчас рассчитываем на то, что они сделают нам скамейки. Да, кого-то из людей реклама в лифтах раздражает, но угодить всем — как известно, практически невозможно».

Рекламные стенды: спасение от вандалов или их привлечение?

Навязчивость рекламы — это неоспоримый факт. Если раньше мы наблюдали ее с уличных плакатов, то сейчас она, разве что, не стучится к нам в дверь и не преследует в собственной квартире. Тем не менее, до лифтов она уже добралась. Большим плюсом, хотя и парадоксальным, учредитель компании считает переход вандалов от порчи лифта к порче рекламного стенда. «10-15% конструкций приходится менять каждый месяц из-за вандализма, — рассказал Сергей Мелихов. — Но есть и один парадокс: когда в лифте появляется рекламный стенд, сам лифт начинают меньше портить. Портят установленный в нем рекламный стенд. Это заметили председатели ТСЖ». То ли на нем легче рисовать, то ли он лучше «горит», но имея перед носом стенд, вандалы якобы перестают жечь кнопки и рисовать на стенах кабинки. При этом, по словам учредителя, заменить расходный материал — рекламный стенд — для компании обходится гораздо дешевле, чем справиться с разрисованным лифтом председателю ТСЖ.

Однако далеко не все председатели убеждены в том, что реклама в лифтах несет в себе исключительно «благо». Так, Николай Толсторебров, председатель ТСЖ «Квартал на Соборном», считает, что стенды не только не защищают от вандализма, но и являются главным объектом внимания для вандалов, с которого те переключаются на сам лифт. «Во-первых, вандалы начинают «курочить» рекламные стенды, — объяснил председатель, — и на этом, конечно, не останавливаются, переходят на сам лифт. Во-вторых, с рекламой лифты приобретают неопрятный вид. Но когда говоришь это сотрудникам компании, они выдвигают чуть ли не конституционные требования: гражданам нужен доступ к информации!

Например, у меня была договоренность с менеджером, что реклама будет висеть только в старых лифтах. Когда нам поставят новые, стенды мы вешать уже не будем. Что вы думаете? Как только новые лифты установили, к нам сразу пришли товарищи и начали устанавливать свою рекламу. Чуть ли не до драки дошло, и я поставил их в известность о том, что хочу демонтировать стенды. В договоре прописано, что об этом нужно предупреждать за месяц».

Немного о «лифтовой эстетике»

Некоторых жильцов наверняка интересует, как рекламный стенд закрепляется в кабине, не портит ли он эстетический вид лифта? Нас также заинтересовал этот вопрос. Оказалось, что существуют различные способы крепления стендов: на специальный двусторонний скотч, который клеится по краям и держит конструкцию (она, кстати, довольно легкая — порядка 2-3 кг), или же на шурупы. Для этого проделывается небольшое отверстие в стене лифта. В договорах с некоторыми ТСЖ даже прописано, что в случае расторжения договора мастера компании заделывают это отверстие. Но и здесь «показания» председателей разнятся: кто-то ценит эстетику подъезда слишком высоко, чтобы портить ее рекламой, а кто-то даже не обращал на это внимание — например, если лифту и так много лет.